Расширенный поиск
НАЧАЛО НОВЫЕ ЛИЦА ЭКСКЛЮЗИВ
Сегодня на сайте:
60042 персоналий
515672 статей

О ПРОЕКТЕ

Неотрубрицированные
Руководители федеральных органов власти управления
Руководители региональных органов власти управления
Политические общественные деятели
Ответственные работники государственно административного аппарата
Представители Вооруженных Сил и других силовых структур
Руководители производственных предприятий
Финансисты, бизнесмены и предприниматели
Деятели науки, образования и здравоохранения
Дипломаты
Деятели культуры и искусства
Представители средств массовой информации
Юристы
Священнослужители
Политологи
Космонавты
Представители спорта
Герои Советского Союза и России
Назначения и отставки
Награждения
Незабытые имена
Новости о лицах и стране
Интервью, выступления, статьи, книги
Эксклюзив международного клуба
Публикации дня
Горячие новости
ПОЛИТафоризмы
Цитата дня
Кандидат 2008
Главы регионов России
Комментарии журналистов и граждан к проблеме 2008
Аналитика - публикации экспертов о выборах 2008
Наши авторы и спецкоры

   RSS









    Rambler's Top100




вернуться Надежда Брестовицкая: Национальная идея как реальная угроза интеграции государств на постсоветском пространстве


    Национальная идея - бомба незамедлительного действия, особая актуальность угрозы которой очевидна и в контексте годовщины возвращения Крыма в состав России , и в контексте строительства Союзного государства России и Белоруссии, подписания нового договора "О дружбе и сотрудничестве" между Абхазией и Россией, а также процесса создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Разрушив СССР и союз государств так называемого социалистического содружества, объединенного на основе идеи интернационализма, национальная идея достигла, наконец, апогея на постсоветском пространстве в фашиствующем режиме на Украине, заботливо культивируемом СЩА в центре Европы. Тем не менее, в активной политической лексике лидеров государств, Российской Федерации в том числе, постоянно говорится именно о национальном, а не государственном интересе. Это единодушие вызывает особую тревогу, поскольку любое слово предполагает совершенно определенную смысловую нагрузку.
"В начале было Слово...>>
Библейское: "В начале было Слово ...>>, - звучит в названном контексте как предостережение и напоминание об ответственности за выбор каждого произносимого слова, дающего повод для множественности интерпретаций, двойных стандартов и спекуляций. Нацизм ХХ и ХХI веков - напоминание о том, чем может отозваться, казалось бы, столь безобидное словосочетание "национальная идея".
В чем же проблема национальной идеи? Что обусловливает разрушительный потенциал национальной идеи?
Для ответа на эти вопроса обратимся к истории.
Опыт античной цивилизации
Особенность античной цивилизации обусловлена тем, что она явила результат синтеза, взаимопроникновения и взаимообогащения культур коренных и пришедших в Аттику племен и народов, связавших узами кровнородственных отношений собственных богов, объединенных в семью бессмертных олимпийцев , что представляется лучшим подтверждением как отсутствия национальной проблемы в ту далекую эпоху, так и созидательного потенциала интернационализма.
Природная катастрофа середины XV в. до н. э. стала причиной упадка критской цивилизации, утратившей веру и в своих богов, и в свою элиту, которые оказались бессильны перед произволом стихий. Именно в этот период на эти территории пришли греческие племена ахейцев, которые, по мнению ученых, традиционно продолжающих мыслить стереотипами современной эпохи, завоевали Крит.
"Исключительное явление - ничего греческого, ничего римского...".
Эта запись была сделана английским археологом А. Эвансом на третий день после начала раскопок на Крите в конце марта 1900 г.: культура острова оказалась неожиданно своеобразной, не напоминавшей упомянутые прославленные древние цивилизации.
Отношения носителей ценностей минойской культуры и ахейцев, с благодарностью принимавших достижения местных народов, носили исключительно бесконфликтный характер. Различие культур и языка не стали не преодолимым препятствием для сближения, что подтверждается и тем, что греки использовали критскую письменность (линейное письмо А), которая была у живших в бассейне Эгейского моря народов еще в III тысячелетии до н.э.. Приспособление пришельцами ее знаков к собственным языкам, отличным от языка коренного народа, привело к созданию собственного линейного письма В.
Почему античная цивилизация получила название древнегреческой...
Современный мир является правопреемником наследия ушедших культур, среди которых и античная, получившая название древнегреческой, несмотря на то, что этот феномен, возведенный Э.Ренаном в ранг греческого "чуда" , обязан рождением не только и не столько ментальности пришедших в Эгеиду греков, но культуре лишенных воинственности и агрессии коренных народов. Именно эта особенность ментальности потомков носителей ценностей древнейшей цивилизации, превосходившей культуру пришельцев, была особо отмечена специалистами. Взаимное стремление жить в мире и согласии определило основу взаимопроникновения и взаимообогащения культур разноязыких и разноликих народов.
Однако название античной традиции свидетельствует о факте превращения греков в то, что в концепции М. Барреса конца XIX в. получило название "титульной нации". Думается, этот факт свидетельствует о древности истоков столь распространенного в современном мире феномена национальной исключительности, непосредственно связанного с политической традицией формальной демократии, образчик которой оставил античный полис.
"Греки изобрели демократию - слов нет"
Обращение к социальному опыту поколений различных культур и народов свидетельствует, что борьба ценностей красной нитью проходит через всю написанную историю человечества, начиная в европейской традиции с противостояния внутри пришедших в Аттику греческих племен ахейцев и дорийцев, Пример древних греков дорийцев, положивших начало родов воинственной аристократии, беспощадно уничтожавших ахейцев, представляется особенно интересным в контексте рассматриваемой проблемы национальной идеи, поскольку ахейцы были носителями ценностей уходящей эпохи справедливости равных, не принимавших ценности права сильного будущей новой элиты. Принадлежность к единой нации и общность богов оказались бессильны примерить идейных противников. Проблему общности богов решили Гомер и Гесиод, создавшие альтернативные концепции божественного Олимпа.
Древнегреческий Нострдамус
Обостренный интерес к предсказаниям относительного будущего человечества, который не избежал и современный атеистический мир, является обычной приметой периода кризиса. Знаменитые пророчества французского астролога, врача и алхимика XVI в. Нострадамуса, как и прежде, привлекают внимание почитателей сверхъестественного и необычного.
Обращение к наследию античной цивилизации позволяет сделать вывод, что Древняя Греция имела собственного пророка, к сожалению, не получившего достойной оценки отечественных ценителей древностей. Этим пророком был первый исторически достоверный древнегреческий поэт VIII-VII века до н. э. Гесиод.
Пророк в своем Отечестве
Примечательно то, что в качестве основы, определившей постепенную деградацию человечества, представленную в знаменитом мифе о пяти поколениях, мыслитель представил отказ от морально-этических норм, сложившихся на основе апробированного опыта поколений. Собственную эпоху, отмеченную победой ценностей справедливости права сильного, он причислил к современному поэту и нам поколению - поколению пятого века:
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.]
Дети - с отцами, с детьми -их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и элодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет .

Очевидно, что античный автор достаточно подробно представил столь знакомые современной эпохе реалии.

Национальная идея в политике Средневековья
Историческая справедливость требует признать, что оформление и культивирование национальной идеи в политической традиции Старого Света изначально носили позитивный характер. Истоки национальной идеи в англосаксонской традиции восходят к эпохе правления Нормандского герцога, ставшего в 1066г. королем Англии Вильге?льмом I Завоева?телем. На характер отношения нового монарха к британским подданным достаточно красноречиво указывает не только знаменитая "Кни?га Стра?шного суда?", или "Книга Су?дного дня", но и тот факт, что после его правления еще в течение трех веков английский язык оставался уделом черни.
Становление национальной идеи в качестве консолидирующей общество было обусловлено необходимостью ограничения произвола монархической власти. Абсолютизация единовластия в эпоху Средневековья привела к возникновению противоречий семейного интереса царствующих домов и интересов общества. Этот период отмечен и обострением противоборства духовной и светской власти, Закона Божеского и закона царского.
Стремление суверенов, превратившихся в теориях отцов церкви в наместников Божьих, к абсолютной власти, предполагало не только отказ от подчинения папской власти, но полное подчинение жизни общества интересам самодержца, что и привело к тому, что принято называть пробуждением национального самосознания и окончательному оформлению национальной идеи, противопоставленной неуемным притязаниям земной власти. В это время обострились и противоречия семейных интересов монархических домов, использовавших национальную идею в собственных политических целях , что подтверждает и развал Анжуйского герцогства, завершившийся образованием государств - Англии и Франции.
Истоки политики "санкций" в европейской политической традиции
К середине XVI в., а именно в период правления Генриха VIII Тюдора, национальная идея окончательно оформилась в англосаксонской политической традиции в качестве дискриминационной. Причиной изменения политики короля, прежде продолжавшего политику своего отца Генриха VII, направленную на привлечение иностранцев на английский рынок, завершившуюся вытеснением чужеземцев, стал знаменитый бракоразводный процесс с первой женой, который привел к разводу Защитника веры с Римом и папой, и созданию национальной церкви. В качестве примера начала практики экономических санкций можно привести указ короля от 25 февраля 1528г., направленный на ограничение политической и деловой активности на территории Англии владельцев печатных мастерских и магазинов иностранного происхождения .
Национальная идея - государствообразующая идея Западной Европы и США
Таким образом, обращение к истории позволяет сделать вывод, что в западноевропейской политической традиции национальная идея стала государствообразующей, что представляется естественным в условиях однонациональных государств, составляющих большинство государств Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки. Основная национальность здесь составляет свыше 90 %, Не менее естественно это и для государств со значительным преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств. К числу последних относятся Великобритания, Франция, США и др.
Интернациональная идея - основа российского опыта "плавильного котла"
Опыт развала великой державы, каковым был Советский Союз, столь опрометчиво принявший общечеловеческие ценности в западноевропейском варианте, свидетельствует, что в условиях многонационального государства со сложным и разнородным в этническом отношении составом, на территории которого проживает более 180 народов, единственной государствообразующей идеей является интернациональная идея. Национальная идея, возведенная в абсолют, в условиях полиэтнического государства является гарантом нестабильности и угрозы единства.
Charlie - это не я
и
Pussy Riot - это не я
Проблема национальной идеи находится в теснейшей связи с проблемой вероисповедания. Трагедия Charlie - серьезное подтверждение сохранения актуальности проблемы веротерпимости в Западной Европе, перманентно проявляющей отсутствие способности уважать ценности культур других национальностей. В названном контексте следует признать, что Россия представляет достойный пример содружества различных наций и конфессий в условиях светского государства, для которого не мыслима демонстрация не уважения к чувствам верующих, что обусловило резкое осуждение выходки участников панк группы Pussy Riot равно и верующими, и не верующими .
Опыт союза наций и народов, населяющих Российскую Федерацию, представляет особый интерес в контексте кризиса и политики мультикультурализма в Европе, и реализации теории "плавильного котла" в США.
Диалог культур
В современных условиях особое значение приобретает сохранение диалога культур, который веками складывался в условиях единого государства. Этот диалог сегодня находится под угрозой в результате неустанных забот отечественных апологетов либеральных ценностей, что привело к утрате Россией позиций в Средней и Центральной Азии, народы которой приближали победу над фашизмом, восстанавливали страну из руин, непосильным трудом создавали мощь великой державы.
Участие в проекте абхазских и российских ученых, инициировавших создание семинара "философия - образование - общество", который проводили совместно с Абхазским государственным университетом редакции журналов "Вопросы философии" и "Педагогика", Российская академия образования и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, позволило в течение целого ряда лет не только наблюдать за результатами культивирования национальной идеи в этом новом государстве, но и сравнивать с опытом собственного народа.
Национальная независимость или взаимная национальная зависимость
Процессы, проходящие в Абхазии , определили особый интерес к опыту моего народа, вожди которого никогда не отличались покорностью, сопротивляясь натиску русских князей, которым не слали челобитные с просьбой о защите, но давали достойный отпор . Вызывающей особое уважение в ментальности мордовского народа, который в эпоху высочайших технологий и пешком оказался впереди планеты всей, является поразительная скромность . Поэтому не случайно, что наблюдение за опытом активизации интереса к национальной идеи, культивируемой повсеместно на территории Российской Федерации с конца прошлого столетия, позволил выявить довольно интересный для современного национального самосознания феномен, присущий не только для мордвы, но основной массы народов, населяющих наше Отечество. В противоположность столь модной ныне национальной независимости я назвала это феноменом национальной взаимозависимости, действительно, выстраданной моим народом в процессе длительного опыта сосуществования с другими, ставшими братскими народами России.
Национальная гордость и смертный грех гордыни
Современные кровавые реалии, определяемые претензиями на национальную исключительность, позволяют оценить феномен национальной гордости в контексте смертного греха, который присутствует в списке канонических грехов всех религий мира. Не национальная гордость, не национальная независимость и национальный суверенитет, но уважение ко всем нациям и народам, глубинное понимание взаимной зависимости, общности судеб, ответственности за общее прошлое и общее будущее и является приметой зрелости и отдельной нации, и всего союза.
Собирание земель в III н.э.
Проходящие на постсоветском пространстве интеграционные процессы свидетельствуют о тенденции смены центробежных процессов, в качестве катализатора которых была использована национальная идея. Эта устойчивая тенденция обусловлена взаимным притяжением народов, культуры которых в течение многих веков развивались в условиях единой ценностной матрицы полиэтнического государства и в эпоху российской империи, и Советского Союза. Одним из ярчайших примеров проходящих перемен является возвращения Крыма в состав России, годовщину которого празднуют в эти дни. Не насильное навязывание воли, которое демонстрируют миру и США, и власть Украины, но взаимное желание жить в одном государстве - единственное условие, на основе которого может проходить и проходит собирание земель вокруг исторически определенного центра.
Возвращение Крыма и национальная идея
56,8% русских - большинство населения Крыма. Однако эта цифра не должна вводить в заблуждение относительно роли национальной идеи в возвращении полуострова в состав РФ, поскольку в 2014 г. за возвращение проголосовало 96,77 % принявших участие в общекрымском референдуме . Таким образом, основу интеграционных процессов определяет не национальная, а интернациональная идея.
Выводы
НЕ НАВРЕДИ!
Этот знаменитый принцип Гиппократа равно справедлив не только применительно к медицине, но и политике. Уважение к политической традиций и ценностям других культур не предполагает калькированного заимствования, что подтверждает и опыт развала СССР, и опыт современной Украины:
Национальная идея - государствообразующая идея моноэтнического государства.
Государствообразующая идея полиэтнического государства - интернациональная идея.
Обращение к опыту античной цивилизации позволяет сделать вывод, что истоки европейской культуры определены противоборством двух взаимоисключающих традиций , продолжение которого в современном мире засвидетельствовано противоречиями традиций российской и цивилизаций Старого и Нового Света. Отсутствие консолидирующего потенциала у национальной идеи, наиболее ярко представленное в древности в судьбах и ценностях греческих племен ахейцев и дорийцев, сегодня подтверждается событиями в соседнем славянском государстве, власть которого, уничтожая собственный народ, успешно культивирует агрессивное неприятие "москалей", подтверждая сохранение противоборства традиций, примирить которые бессильна принадлежность к единой нации,

Док. # 679776
Опублик.: 19.03.15



 Разработчик

       Copyright © 2004,2005 г. Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА`` & Негосударственное образовательное учреждение 'Современная Гуманитарная Академия'