Расширенный поиск
НАЧАЛО НОВЫЕ ЛИЦА ЭКСКЛЮЗИВ
Сегодня на сайте:
60043 персоналий
515671 статей

О ПРОЕКТЕ

Неотрубрицированные
Руководители федеральных органов власти управления
Руководители региональных органов власти управления
Политические общественные деятели
Ответственные работники государственно административного аппарата
Представители Вооруженных Сил и других силовых структур
Руководители производственных предприятий
Финансисты, бизнесмены и предприниматели
Деятели науки, образования и здравоохранения
Дипломаты
Деятели культуры и искусства
Представители средств массовой информации
Юристы
Священнослужители
Политологи
Космонавты
Представители спорта
Герои Советского Союза и России
Назначения и отставки
Награждения
Незабытые имена
Новости о лицах и стране
Интервью, выступления, статьи, книги
Эксклюзив международного клуба
Публикации дня
Горячие новости
ПОЛИТафоризмы
Цитата дня
Кандидат 2008
Главы регионов России
Комментарии журналистов и граждан к проблеме 2008
Аналитика - публикации экспертов о выборах 2008
Наши авторы и спецкоры

   RSS









    Rambler's Top100




вернуться Евгений Газеев: Надо к небу поднять глаза и запрыгать как коза...(артиллерист Яшка - `Свадьба в Малиновке)


    Наверное, всё-таки больше будет "уместен" нежели чем "неуместен" некий научно - смысловой "торг" по поводу темы "Русской имперской культуры как интегративной реальности", изложенной на Viperson в весьма и весьма приличной философской интерпретации уважаемого белорусского коллеги Александра Гронского. К тому же мы, учитывая изначальные предостережения автора, что "современные интеллектуалы любят мыслить глобальными конструкциями", попробуем как можно "поосторожнее" и "попредусмотрительнее" "подобраться" к данной далеко не простой и вовсе даже не праздной теме, именно так, как говорил когда-то великий Аркадий Райкин: "через задний кирильцо...>>.
Вообще - то для нас, в принципе, скорее всего всё-таки будет весьма и весьма благоразумным как можно поаккуратнее "присовокупляться" и в личном, а тем более коллективном (политическом, социальном и т.д.) "плане" к так называемым предлагаемым всем современным "имперским" категориям и особенно находящимся (зарождаемым) в плоскости культуры (тем более весьма многогранной), т.е. очень сложной (да и неоднородной) субстанции отражения (хранения) исторической памяти того или иного народа, традиций, уклада мышления, амбиций, обид и неуемных, у довольно многих людей, находящихся внутри подсознания, желаний вернуться (или повернуться) к великому, по их мнению, могуществу былого (как правило, с сильно идеализированными и искаженными представлениями прошлого в силу имеющих место быть слабых исторических познаний у абсолютного большинства нашего с вами населения).
Это только на первый взгляд, кажется так, вроде того, что нет же ничего такого особенного - ну, имперская культура, ну, допустим, даже и русская, которую рассматривает уважаемый Александр Гронский, ну чего тут уж больно особенного....
Но, однако и именно вот здесь, если мы сейчас не поймем и не расставим более-менее внятные философские акценты между единством и борьбой противоположностей напрямую и основательно заложенных в настоящем, прошлом, да и будущем, в реалиях и всевозможных представлениях имперских категорий, которые абсолютно все без исключения являются не только тесно взаимосвязанными друг с другом, но и глобальными по внутреннему потенциалу и всей своей сущности, а в череде их именно "культура" занимает безусловно важное, но, тем не менее, далеко не самое главное место, то тогда никогда не дойдем до представления о том, что все имперские категории становятся потенциально опасными для человечества если за "дело" с ними "берутся" или дилетанты, или авантюристы, или психически ненормальные люди.
И именно здесь следует обратить особое внимание на то, что автор, правда всего лишь штрихом, обводит один очень примечательный фактор того, что "Понимание империи в культурно-духовных категориях делает её обусловленной свыше, поэтому постоянно возрождаемой. Других пониманий империи в России практически не существовало. Например, из государственных деятелей дореволюционной России империю в чисто экономических категориях представлял, пожалуй, только граф С.Ю. Витте...>>.
В принципе во всем этом заложено два очень важных вывода. Один, скорее всего, у Александра не совсем правильный, тот что: "Понимание империи в культурно-духовных категориях делает её обусловленной свыше...>>, т.к. все это не характеризует имперские категории как некую целостную и определенную систему и не видит (находит) в ней внутреннего импульса для развития и изменения ("Обусловленной свыше", это совершенно другой (скорее потусторонний) "коленкор")... Другой вывод совершенно верный, который указывает на то, что и раньше, а тем более теперь серьезной науки связанной с изучением предложенной автором темы, только не в узком, а более широком формате, как не было, так и нет...
И поэтому здесь вполне получается так, что: "Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, разумеется, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мы находим здесь определенные свойства, которые частью общи, частью различны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем случае они распределены между различными вещами, так что не содержат внутри себя никакого противоречия. Поскольку наше наблюдение остается в этих пределах, мы обходимся также обычным, метафизическим способом мышлении. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг).
К тому же здесь весьма уместно расставить все точки над многочисленными "И", потому что очень даже легко запутаться в том, когда автор, рассматривая и развивая тему "Русской имперской культуры" по сути, очень многое сводит в своих рассуждениях к "культуре советской": "Все, кто жил в Российской империи или СССР, до сих пор погружены в пласт имперской культуры...>>, но советская культура вовсе никогда не была имперской - она была совершенно другой - "национальной по форме и социалистической по содержанию", поэтому именно ее, а не "имперскую" логичнее всего было определить "как интегративную реальность" на современном постсоветском пространстве, да и не побоимся этого слова, современном историческом этапе.
А пока ученые и мы вместе с ними продолжаем подменять и путать основополагающие определения в теме связанной со сложными имперскими категориями их вовсю начинают превращать в фарс и утеху "новоявленные хозяева современной жизни": "князь" Бари Алибасов и, "графы" Геннадий Селезнев, Станислав Сандальский, Александры - Малинин и Розенбаум, "герцог" Абрамович, "виконт" Березовский и т.п.
Далеко небезызвестный знаток и ценитель (чуть было не сказал "целитель"), как имперских правил, так и их порядков Никита Михалков сегодня не забудет лишний раз отметиться своим происхождением из дворянского рода приближенного к великокняжескому и царскому двору...
Дальше в лес - больше дров: некоторые "джигиты" с Кавказских гор стали величать себя потомками Шамиля и даже самого Всевышнего, а один чудак из Калмыкии, говорит, что он прямой потомком великого Чингиз - хана...
И все это было бы конечно, по большому счету, просто смешно, если б, в принципе, не было б так грустно...

Е. Газеев

Док. # 664675
Опублик.: 29.08.13



 Разработчик

       Copyright © 2004,2005 г. Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА`` & Негосударственное образовательное учреждение 'Современная Гуманитарная Академия'