Расширенный поиск
НАЧАЛО НОВЫЕ ЛИЦА ЭКСКЛЮЗИВ
Сегодня на сайте:
60042 персоналий
515672 статей

О ПРОЕКТЕ

Неотрубрицированные
Руководители федеральных органов власти управления
Руководители региональных органов власти управления
Политические общественные деятели
Ответственные работники государственно административного аппарата
Представители Вооруженных Сил и других силовых структур
Руководители производственных предприятий
Финансисты, бизнесмены и предприниматели
Деятели науки, образования и здравоохранения
Дипломаты
Деятели культуры и искусства
Представители средств массовой информации
Юристы
Священнослужители
Политологи
Космонавты
Представители спорта
Герои Советского Союза и России
Назначения и отставки
Награждения
Незабытые имена
Новости о лицах и стране
Интервью, выступления, статьи, книги
Эксклюзив международного клуба
Публикации дня
Горячие новости
ПОЛИТафоризмы
Цитата дня
Кандидат 2008
Главы регионов России
Комментарии журналистов и граждан к проблеме 2008
Аналитика - публикации экспертов о выборах 2008
Наши авторы и спецкоры

   RSS









    Rambler's Top100




вернуться Социальное государство в философии И.А.Ильина и российская действительность


    В.П.Малашенко д.э.н., проф. СТИ МИСиС

Построение социального государства, несомненно, важнейшая задача современной России. Конституционное определение государства в качестве социального, обязывает рассматривать социальные проблемы такого государства, как ключевые. И.А.Ильин (1883-1954) определяя сущность государства, особо выделил её духовную составляющую - "множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания". По его мнению - "государство есть организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих её силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками...>>. Он утверждал - "право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания". И.А.Ильин, как мы видим, в понятии "государство" соединил две огромные составляющие жизнедеятельности общества - право и духовность. И если мы соединим в едином целом право, духовность и социальное развитие, сделав неотделимой частью "право", "социальное право", можно получить определение понятия - "социальное государство".

Философски оценивая политическое действо, И.А.Ильин утверждал: "В душе настоящего политика государственный интерес и личный пребывает в состоянии не разрушаемого тождества. Принимая интерес государства, как свой собственный, они тем самым испытывают справедливый интерес каждого из своих сограждан, как свой интерес, ибо каждый такой интерес включён в интерес всего государства".
И.А.Ильин, задавая вопрос - может ли быть назван гражданином тот, кто не принимает цель своего государства, и сам же отвечая на него отмечал: "Это возможно только тогда, когда или государство опустится до уровня его частного, личного своекорыстия и начнёт служить ему (например, частным выгодам определённых лиц, возжелавшим обогатиться за счёт общих интересов, или в угоду группы лиц, желающим захватить как можно больше власти, для достижения, опять же, своекорыстных интересов и т.д.) - тогда политическая система окажется извращённой и выродившейся, а государство рано или поздно разложится и рухнет.
Или же, вторая возможность, когда человек станет патриотом и гражданином и начнёт служить своей родине, интерес каждого гражданина (большинства) поднимется к содержанию истинной государственной цели и настоящего государственного интереса.
Призвание государства сводится к справедливому и социальному обращению с каждым из своих граждан. При этом обществу должно быть понятно, что: каждый нищий и бедный в стране, это не просто неудачливый человек - каждый нищий и бедный - это язвы государственного управления; каждый безработный и каждый беспризорный - национальное бедствие; каждый безграмотный - всенародная опасность; каждый использующий государственную власть для личного обогащения - всенародный вредитель; каждое попранное право - пробел в общей сети правопорядка".

Есть несколько формулировок отражающих понятие "социальное государство". Не полемизируя, и не оспаривая различных мнений, в данной статье предлагается понятие "социальное государство" - "политическая форма организации жизни общества, как результат деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся, в случае необходимости, на силу принуждения, основной целью которой ставится достижение достойного уровня жизни всех его граждан и их защиту от различных напастей, через организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью, признающих эту солидарность, поддерживающих её силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками". Как мы видим в данном понятии объединяется духовная и экономическая составляющие, выделяется приоритет социального развития и правосознания.

Очевидно, что сущность государства состоит в объединяющей большинство его
граждан общей цели и общем интересе. При этом каждый гражданин может иметь и свою частную цель, и свой частный интерес. Действительно, вспомним критические моменты истории России. Например, Отечественные войны, как первая, так и вторая. Именно в период защиты своего отечества, практически весь народ объединялся с единой целью - не допустить порабощения своей Родины. В годы советской власти идеологи КПСС творчески искали и часто находили общую для большинства народа цель. Это и целина, и строительство Байкало-Амурской магистрали, и различные программы, к сожалению, невыполненные, и, самое главное, многие искренне верили в строительство коммунистического общества. Можно как угодно критически оценивать этот период, но следует признать, большинство советского народа объединяла единая цель, и у этого большинства, свой личный интерес неразрывно был связан с интересами государства.

Внешние проявления политической жизни государства - издание законов, выступления политиков, забастовки, демонстрации, подавление инакомыслия и расправы, совсем не составляют политическую жизнь. Внешние проявления не определяют и сущность государства. Государство, как утверждал И.А.Ильин, "творится внутренне, душевно и духовно, государственная жизнь только отражается во внешних поступках, а совершается и протекает в душе человека, её орудием является человеческое правосознание". И ещё, он же. "Настоящая политическая жизнь молчит в глубине национального правосознания, а настоящий государственный деятель умеет прислушиваться к этому молчащему правосознанию своего народа, считается с ним, отождествляется с ним, действует из него. Здоровое правосознание утверждает единство, объективность и безусловность государственной цели и политического задания. А политической целью может быть признана лишь та, которая выражает единое, высшее задание государства на достижение той идеи, которая лежит в глубине национального правосознания". Разложение государства, по-видимому, также состоит не во внешнем проявлении - росте преступности и коррупции, чиновничьем беспределе, нищете пенсионеров, бедности учителей и врачей, росте наркомании и детской беспризорности. Всё это лишь зрелые плоды уже состоявшего внутреннего разложения. И если люди не видят этого внутреннего разложения - тем хуже для них, но и тем опаснее это для государства. Несмотря на всем понятный тезис К.Маркса "Бытие определяет сознание", мы должны согласиться с Иваном Александровичем - только через духовное, через правосознание можно достичь идеального состояния, которое и есть "Социальное государство". Основные признаки государства - наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм управления государством, наличие права и наличие определённой территории. Идеологи советской эпохи подчёркивали характер производства, производственных отношений и способа производства - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, дальше предполагалась, коммунистическое.

Иван Александрович Ильин давал оценку политиков исходя их тех целей, которые они не только ставили перед собой, а по результатам, которые они достигали. "Люди, занимающиеся политикой, могут преследовать самые различные цели - и своекорыстные, и нелепые, и предательские, т.е. противополитические. И мы должны именно так оценивать и характеризовать их", иначе политика, по выражению Ильина "превратится в суетню сумасшедших и преступных людей". И далее "Идея и слово "политика" указывают на определённое содержание, в сути которой отражается национальное правосознание. Настоящая государственно-политическая цель будут всегда верна этому содержанию и этой цели. Если же гражданин изменяет этому содержанию и этой цели, то деятельность его вступает в противоречие с национальным правосознанием. И если окажется, что Гражданин ни к чему иному не способен, как искажать и попирать политическую цель, то его необходимо признать политически неспособным и лишённым политического правосознания. При этом, чем больше людей, лишённых политического правосознания, активно участвуют в политической жизни, хотя бы в форме голосования, тем большая опасность возникает для государства! Чем большее число граждан теряет из вида единое и объективное задание государства и начинает преследовать не общую цель, а множество частных целей, тем сильнее политика начинает вырождаться и разлагаться, тем слабее становится государство, тем легче оно рухнет и распадётся в один не прекрасный день". (У нас уже, к сожалению, есть такой опыт). Государство не призвано решать частный интерес отдельного человека, но оно призвано возводить каждый интерес, интерес каждого отдельного гражданина в интерес всего государства!"

Одна из статей (ст. 13) Конституции РФ декларирует "идеологическое многообразие". В соответствие с этой статьей запрещается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. И сегодня, отказавшись от тоталитарной идеологии (почему-то имевшей название "коммунистическая"), утвердив многообразие идеологий, страна и общество фактически остались не только без идеологии, которую бы поддерживало большинство граждан, но и без национальной идеи.
Но может ли существовать общество и государство без объединяющей "множество людей" идеи и идеологии, основанной на этой идее?

Что такое - идеология? Идеология выступает ориентирующим фактором для систематизации знаний и для выбора в качестве основы систематизации культуры мышления. Следствием принятия в 1948г. генеральной ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека стал отказ от либеральной идеологии невмешательства государства в "свободное действие рынка труда". При этом декларация качественно расширила понятие "гражданские права" - кроме политических, они теперь включают и социальные права. Общество в лице настоящего, справедливого, социального государства признало свою обязанность обеспечить трудящимся достойную жизнь, защищать их от социальных рисков.

Вопрос социальных обязанностей государства давно стал объектом жесточайшей идеологической и политической борьбы. Либеральная идеология, основанная на классической экономической теории, отвергает вмешательство в экономическую сферу политики. Экономические отношения, которые сложилась в результате развития рыночных отношений, преподносятся как естественные, а не как результат действия людей. Сегодня в России, всё больше и больше говорится о необходимости какой-то "управляемой (суверенной) демократии". Что это за демократия? Почему "суверенная"? В переводе суверенная это "независимая". Независимая от кого? В нашем случае, по-видимому, от народа. Мы видим черты этого управления: постоянные запреты демонстраций и митингов (конечно, несогласных с действиями власти). Изменения выборного законодательства в пользу существующей власти. Увеличение проходного барьера в Государственную Думу до 7%, при несовершенстве избирательных процедур не предохраняющих использование административного ресурса, исключает представительство в законодательных органах большинства оппозиционных партий.

Отмена голосования "против всех" не позволяет части неравнодушного общества выразить своё мнение. Отмена выборов губернаторов превратило большинство губернаторского корпуса в "марионеток при дворе Президента", что, в свою очередь, очень затрудняет возникновение в России самостоятельных политиков, достойных составить конкуренцию на президентских выборах ставленникам действующей системы. И, наконец - изменение Конституции РФ в части увеличения сроков пребывания у власти Президента и депутатов практически без обоснования. Не за этим ли кроется будущая проблема в создании справедливого, социального государства в России?
Идеология и практика, торжествующие в современной России, основанная на той же "управляемой демократии", наглядно показывают ее неприязнь к социальным правам большинства населения, особенно к социальным правам трудящихся и пенсионеров. Объявив "социальное государство", утвердив это конституционно, "власть" проповедует чуждую социальному государству либеральную идеологию, в соответствии с которой граждане России могут рассчитывать лишь на милосердие, но не на социальные права. Чем же отличается милосердие от социальных прав? Канадский профессор политологии М.Д.Мандель очень образно и точно ответил на этот вопрос. "Милосердие это "дам, если захочу; не дам, если не захочу", тогда, как социальные права предусматривают высокий, достойный человека, уровень социального обеспечения".

Общепризнано, что одним из основных шагов на пути к социальной справедливости является создание институтов гражданского общества, в том числе действенных профсоюзных организаций на предприятиях, а одним из главных элементов, обеспечивающих соблюдение принципа верховенства права, становление гражданского общества. Социальная справедливость, при этом, характеризуется достижением устойчивого социального равновесия в обществе, высоким качеством структурных соотношений между различными классами, социальными группами, слоями, образующими структуру общества.

Рассматривая блоки "социально-трудовой сферы", которые отражают и обеспечивают основные фазы воспроизводства рабочей силы (социальную сферу, которая включает образование, здравоохранение, науку, культуру и т.д.; рынок труда, службу занятости, переподготовку кадров; сферу мотиваций производительного труда - оплату труда, экономические и социальные гарантии, уровень жизни населения и т.п.; системы, необходимые для воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий взаимодействия работника со средствами и предметами труда, а именно - систему социальной защиты населения, систему социального партнерства, систему социального страхования, пенсионную систему, охрану труда и т.д.), зададимся вопросом - каково же фактическое состояние вышеуказанных сфер и систем в современной России? Чем они характеризуются и как воспринимаются гражданами нашей страны? Следует отметить, что практически все блоки социально-трудовой сферы имеют в России огромные недостатки.

Так, система социальной защиты населения предусматривает адресную помощь малообеспеченным, лишь на оплату коммунальных услуг. При этом, если после оплаты коммунальных услуг у семьи не будет средств на продукты питания, социальная помощь не предусматривается.
Пенсионная система трудящихся не предусматривает зависимость пенсии от размера заработной платы, т.к. пенсии трудящихся ограничиваются отношением 1,2 средней заработной платы труженика к средней заработной платы по стране, что резко снижает пенсии высококвалифицированных, высокооплачиваемых работников. При этом высокооплачиваемый работник, выходя на пенсию из привычного уровня жизни, непременно переходит на самый низкий, нищенский уровень жизни.

Система оплаты труда на большинстве предприятий России формируют заработную плату трудящимся по двум составляющим - тарифной и премиальной, при этом тарифная обычно 40-60% от общей. В этом случае чем выше премиальная часть заработной платы, тем больше зависимость трудящихся от работодателя. В результате коэффициент эксплуатации на российских предприятиях в несколько раз выше, чем в цивилизованных странах. Медицинское страхование не обеспечивает полноценную медицинскую помощь.Социальное страхование столь мизерно, что большинство трудящихся о нём и не знает, при этом максимальная помощь по безработице - на уровне прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума, а сам прожиточный минимум рассчитывается по стандартам намного ниже оптимальных, рекомендованных ещё в начале 90-х Министерством здравоохранения.
Известный писатель, драматург и историк Эдвард Радзинский в одной из своих передач высказал интересную мысль, определяющую сущность происходящих в нашем обществе перемен: "Все, что говорили большевики о своем социализме, как вы знаете, было ложью. Но очень многое из того, что они говорили о капитализме, оказалось правдой".

Опираясь на исследования известных ученых экономистов, политологов, исследуя причины неудовлетворительного состояния социальной сферы в современной России, обосновано, что без становления гражданского общества, без роста гражданственности трудящихся, эти проблемы не могут быть решены. И если даже на каком-то этапе, часть проблем будет устранена, то это будет временное облегчение, как говорится, до определенного поворота, до прихода очередного "вершителя" судеб многомиллионной страны. Подтверждением тому история Российской империи, Советского Союза и сегодняшнее состояние Российской Федерации. Базой демократических преобразований в стране, основой социального государства может быть только зрелое гражданское общество.

В период 1933-1938 гг., правительство президента США Ф. Рузвельта с целью ликвидации последствий мирового экономического кризиса и смягчения острых противоречий американского капитализма проводило политику "Нового курса", сочетавшую методы усиления государственного регулирования национальной экономики с активной социальной политикой. В науке идёт спор, что первично - новый курс Ф.Рузвельта или теоретические концепции Дж. Кейнса? Кто из них был пионером в развитии новой экономической теории, практик Ф.Рузвельт или теоретик Дж.М.Кейнс? Спор, спором, но следует отметить, позиция американского президента в период Великой депрессии 30-х годов состояла в том, что для ликвидации сложившегося положения государство должно принять на себя ответственность за развитие экономики, заменить роль "ночного сторожа" на роль "совета управляющих", активно побуждающих общество не только зарабатывать деньги, но и рачительно их расходовать. Американский закон о социальном страховании 1935 года был успешной попыткой ослабить антагонизм в экономике труда и в социальной сфере, сосредоточить внимание на искоренении недостатков в государственном жилищном строительстве, медицинском обслуживании и образовании.

Свою особую траекторию в мировом социальном развитии проложила шведская модель развития общества, основные конструкции которой были заложены У.Пальме. Он критиковал экономические системы, как в капиталистических, так и в коммунистических странах и считал, что для них характерны недемократическая концепция власти, неравноправное распределение ресурсов, культ потребления, максимизация прибыли и хищническое отношение к природным ресурсам и экосфере. Основная цель шведских социал-демократов, сформулированная Э.Вигфоресо, отражает идеи функционального демократического социализма - "изменить экономическую организацию буржуазного обществ таким образом, чтобы право принятия решения на производстве находилось в руках всего народа, чтобы большинство освободилось от власти меньшинства, владеющего капиталом, и на основе нового типа экономики создало общество, основанное на сотрудничестве граждан на принципах свободы и равноправия". Кстати, это положение уже нашло своё отражение в расширении числа акционеров крупных компаний. Сегодня более 70% населения развитых стран владеют акциями предприятий и участвуют в их управлении через своих представителей в советах директоров.

Особую актуальность, при расширении глобализации, приобретает выполнение странами, участвующими в её процессах, Всеобщей декларации прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, "к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея ввиду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их...>>. 30 статей декларации. В каждой конкретная истина. Каждая - в самую точку. Как говориться, "ни отнять, ни прибавить". Почему же, понимая и признавая эти истины, человечество столь долгое время не может добиться их полного выполнения? Задумаемся. В чём причины невыполнения задачи поставленной ООН?

Одна из причин - большинство граждан стран, где нарушаются права человека, не знают своих прав. Не читали, а сами не догадываются. Множество людей относится к своим правам безответственно, что, впрочем, поощряется властью. Её, власть, это устраивает. Бесправными легче управлять. Рассматривая историю развития человечества, с горечью удивляешься, сколько гадости происходит, и не только в средневековье, а уже в наше время. Сколько горя приносит человечеству "нарушения прав человека на свободу, на личную неприкосновенность и на саму жизнь". Особенно горько осознавать, что большинство нарушений прав человека приходится на самых беззащитных, наших стариков-пенсионеров, на права наших трудящихся.

Примеров сколько угодно. Смотрите, у нас в России. Минимальный размер оплаты труда установлен меньше прожиточного минимума? Это абсурд, когда человек не может прожить на свою зарплату! Сам прожиточный минимум считается по бесчеловечной методике - 95 граммов мяса в день на человека, 40 граммов рыбопродуктов. 56 граммов сахара, около 2 граммов конфет и т.п. Только хлеба (485гр.) и молока (595гр.) достаточно. При этом прожиточная норма для пенсионеров на 30-40% ещё меньше. 14,7% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. Максимальное пособие по безработице - 3400 рублей в месяц. Обещают 4900? Что измениться? На 3400 - голодают. На 4900 будут жить впроголодь. Средняя пенсия за 2007 год 3471 рублей в месяц? 32% от средней заработной платы!? При этом наши чиновники получают 75% от своих немалых заработков. И это в стране, в Конституции которой прописано, что она является социальным государством, стране подписавшей Всеобщую декларацию прав человека.

4 декабря наш премьер-министр, отвечая на вопрос пенсионерки - нельзя ли заморозить повышение тарифов ЖКХ хотя бы на период кризиса, пояснил - нельзя. Мол, сети наши уж очень изношены. На 80%. Будет только хуже, если денег в ЖКХ не будет. Хотя Дерипаске и его товарищам деньги нашлись. Уже более 3 триллионов рублей ушло на поддержание их достойной жизни из госрезервов. Почти 1,5 годовых пенсий всех пенсионеров России нескольким "равноудалённым". А можно было бы на эти самые изношенные сети. Сколько рабочих мест создали бы? А сколько заводов бы заработали для обеспечения ремонта и замены этих сетей? И кризиса было бы поменьше.

Проводимые в России реформы напоминают хаотичное движение молекул в пробирке с грязной водой. Не определена главная цель реформ. Власть объявила поиск национальной идеи, которая смогла бы вывести Россию в лидеры, вернула звание "Великой державы". Поиск идет по широкому спектру - от возврата к гонке вооружений и поощрения национализма, до всеобщего воспитания нравственности в духе религиозных верований. Пока этот поиск успехом не увенчался. А истина, на мой взгляд, проста и лежит на поверхности: национальная идея заключается в создании условий, равных для всех граждан страны возможностей развития и самореализации, обеспечения доступного медицинского обслуживания и образования, достижения равного со всеми цивилизованными, демократическими странами уровня жизни. Это отнюдь не "коммунистическая" идея всеобщего равенства - "от каждого по способности, каждому по потребности". Это идея построения справедливого, социального государства!

http://www.allrus.info/

Док. # 651606
Опублик.: 15.06.12



 Разработчик

       Copyright © 2004,2005 г. Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА`` & Негосударственное образовательное учреждение 'Современная Гуманитарная Академия'