Расширенный поиск
НАЧАЛО НОВЫЕ ЛИЦА ЭКСКЛЮЗИВ
Сегодня на сайте:
60042 персоналий
515672 статей

О ПРОЕКТЕ

Неотрубрицированные
Руководители федеральных органов власти управления
Руководители региональных органов власти управления
Политические общественные деятели
Ответственные работники государственно административного аппарата
Представители Вооруженных Сил и других силовых структур
Руководители производственных предприятий
Финансисты, бизнесмены и предприниматели
Деятели науки, образования и здравоохранения
Дипломаты
Деятели культуры и искусства
Представители средств массовой информации
Юристы
Священнослужители
Политологи
Космонавты
Представители спорта
Герои Советского Союза и России
Назначения и отставки
Награждения
Незабытые имена
Новости о лицах и стране
Интервью, выступления, статьи, книги
Эксклюзив международного клуба
Публикации дня
Горячие новости
ПОЛИТафоризмы
Цитата дня
Кандидат 2008
Главы регионов России
Комментарии журналистов и граждан к проблеме 2008
Аналитика - публикации экспертов о выборах 2008
Наши авторы и спецкоры

   RSS









    Rambler's Top100




вернуться Духовно-нравственное развитие личности молодежи


    Митюхина Н.П. - педагог-психолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения "Лабиринт", г. Волжск

В условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества, все большее значение приобретает изучение духовности и нравственности. Сложность и драматизм преобразований, происходящих в современном обществе, ломка системы общественных ценностей и идеалов приводит к тому, что в молодежной среде царит преступность, грубость, эгоизм, наркомания, проституция. Происходит переоценка социальных ценностей, ориентация на прагматизм и меркантильность как критерии успеха, появляется социальная апатия, безразличие к судьбе отечества; наблюдается превалирование материальных ценностей над духовными, ухудшение психосоматического и духовного здоровья, потеря смысла жизни молодыми людьми. Все это заставляет обратиться к более внимательному рассмотрению процесса духовно-нравственного развития.

Проблема соотношения духовного и телесного во все времена была предметом дискуссий мыслителей (Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) Явления гуманизма и нравственности, как проявления духовности, привлекали внимание представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг) и представителей экзистенциализма (Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).
Проблема духовности в отечественной философии начала ХХ века развивалась в контексте религиозного мировоззрения. Следует подчеркнуть значимость вклада в разработку данной проблемы русской религиозной философии рубежа ХIХ - ХХ веков. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет, придавали огромное значение проблеме духовности. Они раскрывали её в русле религиозной философии, постигая не столько рациональным, сколько интуитивным, эзотерическим, художественным дискурсом. Значительный вклад в изучение проблемы духовности внесли представители ХХ века: - М. М. Бахтин, И. А. Ильин, Ю. М. Лотман, Л. Н. Столович.

Со временем интерес к этой проблеме снижался, и ХХ век как раз и явился той эпохой, когда область социально-политического действия вовлекает в себя не наиболее духовных представителей человеческого рода, а наоборот, менее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, который современная наука бессильна заполнить.

Специалистами в области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и понижение духовности молодежи находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного развития. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев, так как это ведет не только к упадку культуры, но и деградации общества, вырождению человека.

В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Наиболее активно проблемы духовности разрабатывают В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, В. Э. Чудновский, В. Н. Шердаков и др.
Однако освещение проблемы духовности в большей степени идет на теоретико-аналитическом уровне и крайне мал круг авторов, которые исследуют эти феномены экспериментально. Среди экспериментальных работ в области разработки духовно-нравственных проблем можно отметить исследование связи между суждением и действием в ситуации морального конфликта (К. Гиллиган), также подтверждена важность отношения одного человека к другому как к носителю нравственных ценностей (И. Ф. Клименко, В. Ф. Сафина), экспериментально изучается соотношение добродетельности (позитивных морально-нравственных качеств) и злонамеренности (негативных качеств) у личности (Л.М. Попов).

Выявилось, что от констатации наличия или отсутствия в человеке духовных начал, что дает психодиагностический эксперимент, требуется перейти к такого рода долговременному воздействию на человека, при котором его внутренний мир меняется в позитивную сторону. А существенной стороной этого мира является его духовная составляющая. Это должна быть специально организованная деятельность психолога, включающая в себя и самопознание, и тренинги, и диалоговые обсуждения и игровые формы жизнедеятельности, что может быть также названо технологией работы психолога. Кроме того, выясняется, что определенную детерминацию внутренний мир человека претерпевает в связи с его профессиональной деятельностью.

В этой связи возникает ряд противоречий: между возвращением в психологию категории "духовность" и неблагоприятными условиями российской действительности для становления духовно-нравственного мира учащихся ССУЗ; между намерением педагога формировать духовно-нравственный мир учащихся ССУЗ и исключением мощнейшего фактора семиотической деятельности в духовно-нравственном развитии личности учащегося; между преобладанием информативного аспекта обучения и ослаблением образовательного, направленного на формирование образа мыслей, действий, чувств и наполненного переживанием, отношением, духовной деятельностью; между потребностью юношей и девушек к самореализации, самовоспитанию, саморазвитию, познанию мира, других, себя в нем и дефицитом активного, деятельного взаимодействия с окружающей действительностью.

Юношеский этап онтогенеза является сензитивным периодом для исследования процесса духовно-нравственного развития, поскольку именно в этом возрасте они начинают выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. С одной стороны, возникает потребность развития духовно-нравственных качеств личности учащихся ССУЗ (Средне-специальное учебное заведение), которая требует целенаправленных действий по организации и практической реализации этого процесса в учебной и внеурочной деятельности. С другой стороны, в современной научной литературе недостаточно представлены закономерности и механизмы духовно-нравственного развития личности учащихся ССУЗ.

Таким образом, предлагаемые нами аспекты проблемы, до настоящего времени, не были предметом специального исследования. Выявленные противоречия и недостаточная изученность закономерностей и механизмов развития духовно-нравственных качеств личности учащихся ССУЗ, определила проблему нашего исследования, суть которой заключается в установлении влияния семиотической деятельности на развитие духовно-нравственных качеств личности.

В качестве объекта исследования выступает семиотическая деятельность учащихся ССУЗ, вовлеченных в мир значимых предметных связей и деятельности друг с другом.
Предмет исследования: процесс развития духовно-нравственных качеств личности учащихся ССУЗ в условиях тренинга, включающего семиотическую деятельность.
Цель исследования: рассмотреть возможность позитивного изменения духовно-нравственных показателей у учащихся ССУЗ в условиях специально организованного тренинга, включающего семиотическую деятельность.

Разработка и проведение исследования осуществлялись в г. Волжске, РМЭ в 2002-2006 гг. В экспериментальном исследовании принимали участие 124 учащихся обоего пола в возрасте от 15 до 18 лет Среднего профессионального колледжа N4 (СПКN4) и Медицинского колледжа (МК) г. Волжска, а также 33 педагога вышеназванных учебных заведений всего 157 человек; в анкетировании принимали участие педагоги, родители и учащиеся 980 человек. Из общего количества испытуемых 124 человека принимали участие в повторном исследовании через 2-2,5 года после первого его этапа с целью определения степени устойчивости исследуемых показателей.

При проведении эксперимента по развитию семиотической деятельности учащихся ССУЗ в образовательном пространстве мы учитывали положение Д.И.Фельдштейна, Л.М.Аболина о том, что это пространство должно рассматриваться как система влияний и развития духовно-нравственной личности, а также как система возможностей для саморазвития, содержащаяся в ее окружении.

Традиционные способы введения знаковых средств, хотя и повышают усвоение духовно-нравственных знаний и поступков, мало продвигают символическое развитие. В этой связи речь должна идти не просто об использовании знаково-символических средств в развитии духовно-нравственных качеств личности, а о развитии семиотической функции, связанной с умением выделять планы, системы знаков, типы связей между планами, владеть принципами перевода информации и текста с одного языка на другой через целенаправленное семиотическое обучение. При этом перечисленные умения должны быть в достаточной степени рефлексивными, обобщенными, обладать свойствами обратимости, инвариантности, интенциональности. Семиотическая деятельность, как обобщенная способность разделять план содержания и план выражения, реализующаяся в различных видах знаково-символической деятельности, есть целостное образование, включающее ряд составляющих: а) различение двух планов (означаемое и означающее) и их компонентов (в обозначаемом - предмета и его значения, в обозначающем - формы и содержания обозначаемого); б) определение типа связи между ними (между означаемым и означающим); в) умение анализировать знаково-символические средства: выделять алфавит и правила работы с ним, владеть правилами перевода реальности на знаково-символический язык; г) оперирование и преобразование знаково-символических средств.

В контексте нашего экспериментального исследования основной интерес представил процесс усвоения и способы использования учащимися знаково-символических средств при развитии их духовно-нравственных качеств.

Нами была теоретически обоснована и апробирована программа развития семиотической деятельности учащихся ССУЗ, где теоретической основой предлагаемых методических материалов выступают культурно-исторический (Л.С.Выготский) и деятельностный (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко и др.) подходы к пониманию духовного развития человека. Основные методические рекомендации формулируются в соответствии с психологическим механизмом "интериоризации - экстериоризации" в формулировке Л.С.Выготского. В основу содержания программы были положены технологии, предложенные Н.Г.Салминой, З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной.

Реализация развивающей программы осуществлялась в рамках тренинга в 2005-2006г "Развитие семиотической деятельности, духовности и нравственности личности" (2-3 курс). Всего было проведено 20 занятий продолжительностью по 1,5-2 часа 1 раз в неделю (исключение составляет время сессий и практики учащихся). Эффективным дополнением к нему был курс классных часов на темы: "Красота спасет мир", "Добро и доброта", "Любовь и брак", и др. и групповых дискуссий позволяющих прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения (1 курс).

Общепризнанного определения слова "тренинг" не существует, поэтому приведем определения различных авторов:
- "тренинг" (от англ. train, training - тренироваться) в русском языке имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка. Между тем точного эквивалента в русском языке нет. Например, тренинг - способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Или тренинг - метод создания новых функциональных образований (либо развития уже существующих), управляющих поведением;
- "тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека" (С.И.Макшанов).
Наш тренинг обращен к человеческой индивидуальности и направлен на изменения, происходящие внутри личности и ведущие к ее самосовершенствованию и развитию. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития семиотической деятельности, духовно-нравственных качеств, коммуникативных навыков с целью гармонизации личностного бытия учащихся. В ходе занятий участники достигают инсайта - момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы поведения тех или иных поступков. У испытуемых происходит смена внутренних установок, расширяются знания в использовании знаков и символов, обогащается опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Большую роль в тренинге играет процесс самовосприятия личности, который осуществляется по четырем основным направлениям: 1) соотнесение с другим человеком, т.е. использование другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа ("взгляд со стороны"), что дает возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы, способствует развитию эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению; 2) восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими (механизм обратной связи), что способствует активизации невербальных языков общения; 3) результаты собственной деятельности, т.е. человек сам оценивает то, что он сделал; 4) наблюдение собственных внутренних состояний, т.е. осмысление, проговаривание, обсуждение с окружающими своих переживания, эмоций, ощущений, мыслей - проникновение в свое "Я", получение опыта понимания собственного внутреннего мира.

Этапы построения процесса тренинга целенаправленного развития семиотической деятельности, способствующего развитию духовности учащихся ССУЗ:
Вначале тренинга выявляется уровень развития семиотической деятельности учащихся, связанной с умением выделять планы, системы знаков, владеть принципами перевода информации и текста с одного языка на другой и др.; происходит выведение неконструктивных элементов и моделей поведения из внутреннего плана во внешний: участникам предлагается решать поставленные задачи так, как они могут делать это без постороннего вмешательства и специального обучения. Эта стадия носит диагностический характер.

На втором этапе происходит овладение учащимися семиотической деятельностью и построение модели идеального поведения во внешнем плане. Применяя стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др., участники находят оптимальные модели поведения в каждой конкретной ситуации. Семиотическая деятельность, как обобщенная способность разделять план содержания и план выражения, реализуется в различных видах знаково-символической деятельности.
На заключительном этапе продолжается работа учащихся с психологическими орудиями и модификация их поведения в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане. При этом перечисленные умения семиотической деятельности должны быть рефлексивными, обобщенными, обладать свойствами обратимости, инвариантности, интенциональности. Выявляется динамика уровня развития семиотической деятельности и духовно-нравственных качеств учащихся ССУЗ.
Общая логика этапности психологического воздействия нашего тренинга полностью совпадает с представлениями об экстериоризации-интериоризации, опосредствованном овладении своим поведением, которые были разработаны в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и теории деятельности А.Н.Леонтьева. По мнению А.Г.Асмолова, это единственная теория в психологии, которая смогла интегрировать и собрать в единую картину достижения всех предшествовавших школ и объединить до того не объединимое: сознание и поведение, рациональное и эмоциональное, целое и его части.

Развивающие игры в нашей экспериментальной модели подчинены идее духовно-нравственного развития и его сущностного понимания (духовное развитие учащегося, группы). Они включали в себя фазы подготовки к развитию, отход от прежнего качественного состояния и прохождение пути приобретения нового качественного состояния того, что подвергается развитию (в данном случае духовности, нравственности). Мы использовали многообразие образцов игр: художественные, деловые, тренировочные, инновационные, организационно-деятельностные, с привлечением того или иного критерия обобщения и перехода от одной части многообразия к другой. Функцией критерия в данном случае выступали идеи и сущностные представления о духовности, нравственности, доброте и др.
Нами составлены сценарии игр, которые являлись основой технологического оформления игрового процесса и моделирования, как проектное представление о динамике взаимодействия персонажей, и были подчинены идее игры (духовно-нравственных ценностей, положенной в основание игры). Опираясь на представление, возникающее в ходе понимания сценария, придавая определенность ходу взаимодействия персонажей, учитывая идею и сущностное основание сценария, а также возможности игроков (актеров), получающийся образ динамики взаимодействия переходит в статус игрового проекта, реализуемого для зрителей.

Обобщая результаты эксперимента развития семиотической деятельности и духовно-нравственных качеств личности учащихся, можно заключить, что по ходу проведения формирующего эксперимента в экспериментальных выборках учащихся медколледжа и СПКN4 интенсивное развитие получили: умение выполнять простые действия схематизации и моделирования; умение кодировать-декодировать информацию; умение произвольно обозначать и замещать знаками процессы, явления, события, качества человека, черты характера; идентификация изображения с реальностью, выделение отдельных признаков в объекте; раскрытие реальности и выражения эмоционально-оценочного отношения к ней; умение выделять и составлять планы действия; умение объективировать представления в знаково-символической форме, создание собственных знаково-символических средств; умение проводить анализ и выявлять закономерности в тексте; духовная целостность "Я"; и в целом повысился общий уровень развития семиотической функции, а также получили свое развитие духовно-нравственные качества личности, такие как добросердечие, отзывчивость, бескорыстие, жертвенность, дружелюбие, добро, общая добронамеренность и эмпатия, что свидетельствует об эффективности нашего эксперимента.

Таким образом, анализ диагностических материалов показал, что организация специального тренинга на деятельностной основе приводит к развитию как духовно-нравственных качеств, так и семиотических показателей участников. Тенденция к повышению добросердечия, отзывчивости, дружелюбию, доброте и эмпатии становятся устойчивыми в экспериментальных выборках медколледжа и СПКN4, участвующих в эксперименте по мере повышения уровня овладения психологическими орудиями, по сравнению с выборками учащихся контрольных групп.

Диагностика выявила достоверные различия в увеличении показателей по семиотической деятельности и в контрольной выборке учащихся медколледжа и тенденцию к увеличению в контрольной выборке учащихся СПКN4, что может быть обусловлено, на наш взгляд, влиянием на формирование отдельных компонентов семиотической деятельности разнородных факторов, в том числе, возможно, и формирование учителем отдельных учебных действий в учебной деятельности.
Положительный эффект по позитивному изменению духовных характеристик личности учащихся строительных профессий, чьи духовно-нравственные показатели были ниже, чем у медиков, показал, что произошли заметные изменения в лучшую сторону за счет специально организованной деятельности психолога, включающей диагностику, сюжетно-ролевые игры, беседы по литературным произведениям, тренинг.

На основе полученных экспериментальных данных считаем возможным сформулировать следующие выводы:
1. В ходе проведения эксперимента у учащихся Медицинского колледжа возрос уровень развития семиотической деятельности, а именно действия схематизации, моделирования, обозначения и замещения; кодирования-декодирование информации; идентификация изображения с реальностью и выделение отдельных признаков в объекте. Они научились объективировать представления в знаково-символической форме, создавать собственные знаково-символических средства, проводить анализ и выявлять закономерности в тексте.
2. В результате проведения эксперимента удалось достичь развития духовно-нравственных качеств личности учащихся. В экспериментальной группе повысился уровень развития всех положительных показателей духовности, в наибольшей степени возросли добросердечие, отзывчивость, дружелюбие и эмпатия.
3. В итоге проведения эксперимента у испытуемых экспериментальной группы обнаружена также тенденция к росту таких личностных характеристик, как общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, ответственность, а также снижение агрессивности, эгоистичности, резкости в оценке других, непримиримости, насмешливости и раздражительности.

4. Подтвердилось предположение о том, что посредством семиотической деятельности можно развивать духовно-нравственные качества личности. Без специальной организации знаково-символической деятельности схемы духовно-нравственных знаний и действий формируются стихийно, интуитивно, что ведет к возникновению ряда дефектов, когда учащиеся за знаками и символами не видят содержания.
С учетом значения знаково-символической деятельности в становлении и развитии духовности актуальной становится разработка программ по развитию знаково-символической деятельности и внедрение их в образовательную и воспитательную практику.

Духовность дает полноту восприятия действительности, которая возможна лишь в гармоническом единстве рационального, эмоционального и духовного его освоения. (т.е. в полноте отношения к Истине, к миру). Состояние духовности сливает воедино - веру, ум, волю, смирение, любовь, отрезвление, целомудрие, простосердечие.
Особенность формирования духовного мира личности заключается в необходимости постоянного внимания к удовлетворению и развитию не только материальных, но и духовных потребностей. Причем с каждым годом внимание ко второй группе потребностей должно все более и более усиливаться. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век современной научно-технической революции, в принципе могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но в жизни человек необходимо приходит к выводу, что "не хлебом единым жив человек", так как истинно человеческое существование заключается не только в удовлетворении своих жизненно необходимых потребностей, а в осознании и создании своего бытия, как общественного, так и индивидуального, в его постоянном совершенствовании.

http://www.allrus.info/

Док. # 650005
Опублик.: 03.05.12



 Разработчик

       Copyright © 2004,2005 г. Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА`` & Негосударственное образовательное учреждение 'Современная Гуманитарная Академия'