Расширенный поиск
НАЧАЛО НОВЫЕ ЛИЦА ЭКСКЛЮЗИВ
Сегодня на сайте:
60042 персоналий
515669 статей

О ПРОЕКТЕ

Неотрубрицированные
Руководители федеральных органов власти управления
Руководители региональных органов власти управления
Политические общественные деятели
Ответственные работники государственно административного аппарата
Представители Вооруженных Сил и других силовых структур
Руководители производственных предприятий
Финансисты, бизнесмены и предприниматели
Деятели науки, образования и здравоохранения
Дипломаты
Деятели культуры и искусства
Представители средств массовой информации
Юристы
Священнослужители
Политологи
Космонавты
Представители спорта
Герои Советского Союза и России
Назначения и отставки
Награждения
Незабытые имена
Новости о лицах и стране
Интервью, выступления, статьи, книги
Эксклюзив международного клуба
Публикации дня
Горячие новости
ПОЛИТафоризмы
Цитата дня
Кандидат 2008
Главы регионов России
Комментарии журналистов и граждан к проблеме 2008
Аналитика - публикации экспертов о выборах 2008
Наши авторы и спецкоры

   RSS









    Rambler's Top100




вернуться На пути к устойчивому будущему


    Discussed is a conception of sustainable development, history of its formation. It is defined as a controllable balanced development of the society, which does not destruct its natural basis and provides a continuous progress of civilization. Established are the relationship between the conception of sustainable development and the doctrine of noo-sphere and principles of noo-spheregenesis based on the new civilization model. A conclusion is made about the advent of a new, non-classical stage in the noo-sphere doctrine as a result of ideas of sustainable development. It is emphasized that processes of globalization and build-up of the post-industrial information society shall be focused at transition to the sustainable development. Assumptions are formulated which shall be made to provide an accelerated transition to the sustainable development based on its noo-sphere orientation (primarily, concerning the development of science, education, and management). Basic prepositions are formulated which are to be discussed at the World Summit devoted to the sustainable development in Johannesburg.


Наступление нового тысячелетия по времени совпадает с переходом всего человечества на новую форму развития системы "общества-природа" получившую наименование "устойчивого развития". Беспрецендентное решение о таком переходе было принято всем мировым сообществом около десяти лет тому назад на ЮНСЕД в Рио-де-Жанейро и сейчас готовится к - Всемирному саммиту по устойчивому развитию в первой половине сентября 2002 г. в столице ЮАР г. Йоханнесбурге.

Для россиян вхождение мирового сообщества в новую эру развития прошло незамеченным большинством населения. Когда вся цивилизация (прежде всего развитие страны) формировала стратегию своего нового развития, мы начали реформы по пути модернизации, выбрав в качестве ориентира модель развития западной цивилизации, т.е. начали переход ук рыночным отношениям, демократии и т.п. наши средства массовой информации не "заметили" поворота к новым цивилизационным целям и пропагандировали наше вхождение в мировой процесс в его традиционном, но к началу XXI века уже устаревшем виде. Устаревшем именно потому, что западная модель развития оказалась неперспективной для всего человечества, потому что дальнейшее ее продолжение угрожало гибелью не только человечеству, но и всему живому на планете.

Особенность развития России на современном этапе связана с тем, что необходимо вписываться в мировой процесс, который в своем поступательном движении вынужден "раздваиваться". Это раздвоение связано, во-первых, с тем, что происходит дальнейшее развитие в рамках традиционной модели (неустойчивого) развития, и, во-вторых, должен осуществляться переход к новой цивилизационной стратегии. Поэтому в ходе реформирования в России должна появляться как модернизационная (догоняющая развитые страны) стратегия, так и все более активно развертываться переход к устойчивому развитию. Однако пока в концепциях, доктринах и других прогнозных документах речь идет только о модернизации и обеспечении безопасности в старой модели развития.

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушая биосферы. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, ставя под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и саму возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает биосферу, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого сбалансированного развития.

Еще в докладе "Всемирная стратегия охраны природы" (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того, чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но и социальные и экологические факторы. Особенно широко в 80-е годы проблемы "экология и развитие" обсуждались в трудах ученых исследовательского института в США "Worldwatch" ("Всемирная вахта") и особенно его директора Лестера Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовало понятие развитие без разрушения (development without destruction), а в дальнейшем использовалось понятие экоразвития (ecodevelopment) как экологически приемлемое развитие, т.е. стремящееся нанести наименьшее негативное воздействие на окружающую среду.

Можно также считать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972), также была намечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад "Пределы роста" (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспонциального экономического роста к состоянию "глобального динамического равновесия", от количественного к "органическому" (качественному) росту и "новому мировому экономическому порядку".

Весь мир стоит на пороге не менее, а, может быть и более фундаментальной - третьей (после агрикультурной и индустриальной) цивилизационной революции. Стратегия устойчивого развития не может быть создана, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.

Понятие "устойчивое развитие" должно определяться с помощью двух своих основных признаков антропоцентрического и биосфероцентрического. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели бы не меньше возможности по сравнению с настоящим поколением по удовлетворению своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса. Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции, с тем чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило бы экофобной форме. В книге "Наше общее будущее" (с.68) отмечается, что "стратегия устойчивого развития направлена на достижении гармонии между людьми и между обществом и природой".


Устойчивое развитие, на наш взгляд, это:

1) развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей настоящих поколений осуществляется без ущерба для будущих поколений;

2) управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс цивилизации.

Появление новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле

устойчивое развитие должно характеризоваться (как минимум) экономической эффективностью, биосферосовместимостью и социальной справедливостью при общем снижении антропогенного пресса на биосферу. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

Пока не существует достаточно научно обоснованного решения создания полностью биосферосовместимого хозяйства. Возросшая мощь хозяйственной деятельности XX века, ориентированная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной силой для человека и биосферы. Биосферосовместимая экономика пока выглядит как очередная утопия и неясны пути и механизмы ее формирования, которые устроили бы современную и будущую цивилизацию.

В настоящее время во всем мире разрабатывается концепция устойчивого развития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а в практическом плане - в стратегию устойчивого развития, которую мировое сообщество должно реализовать, чтобы выжить в наступившем тысячелетии.

Каждая страна, которая примет участие в саммите Рио+10 должна будет оценить свой вклад в устойчивое развитие, раскрыть трудности, с которыми она сталкивается и показать проблемы, которые предстоит решить. Наиболее существенный вклад в устойчивое развитие России внесла не столько на практическом ( как и все страны мира она по инерции продолжает свои реформы в модели неустойчивого развития), сколько на теоретическом уровне, существенно разработав концептуальные основы устойчивого развития.

Российскими учеными была развита теория биотической регуляции и стабилизации окружающей среды, которая также должна быть положена в научную основу устойчивого развития. Сохранение биосферы, ее естественных экосистем (биогеоценозов) лежит в фундаменте всех действий по переходу к устойчивому развитию. Хозяйственную и иную деятельность можно развивать лишь в пределах несущей (хозяйственной, экологической, антропогенной) емкости экосистем.

В России также была предложена модель опережающего образования как образования для устойчивого развития, которая сейчас внедряется в ряде вузов страны ( а также внедряются иные варианты этого вида образования). Предложена также новая модель обеспечения безопасности через переход к устойчивому развитию и было высказано немало других идей, которые составляют базу новой

науки и образования XXI века. Происходит также новая "концептуальная революция" в социально-гуманитарном знании, которое ориентировалось до сих пор на изучение модели неустойчивого развития.

Важно также выделить вклад ученых, которые показали, что идеи о ноосфере, о роли разума в развитии социоприродных систем, высказанные еще В.И. Вернадским и К.Э. Циолковским, нашли свое продолжение и воплощение в концепции устойчивого развития (на что было обращено внимание В.В. Путиным на деловом саммите АТЭС "Бизнес и глобализация"

15 ноября 2000г. в Брунее.

В "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" сказано, что движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Учение о ноосфере и концепция устойчивого развития взаимосвязаны, причем, именно на начальном этапе перехода мирового сообщества к новой форме (стратегии) развития важно соединить уже существующие в различных странах и научных сообществах научные разработки и их результаты, которые содействовали бы воссозданию образа того будущего, который получил наименование сферы разума, или ноосферы.

Концепции сферы разума, или ноосферы, которые были предложены его основоположниками - французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, российским естествоиспытателем академиком В.И. Вернадским, существенно различались между собой. Однако все они имели некоторое общее содержание - вера в силу разума (не только человеческого) и представление разума в качестве главного движущего механизма последующей (уже "рациональной") эволюции.

В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы и социальной

автотрофности в качестве главного направления дальнейшего развития человечества. В.И. Вернадский полагал, что ноосфера еще не существует, а появится в будущем, и что ее становление - это естественно-исторический процесс, она появится стихийно как все предшествующие общественно-экономические, социально-технологические и аналогичные формации и этапы эволюции человечества.

Однако сейчас, когда обнаружились и обострились глобальные проблемы, угрожающие гибелью цивилизации, стало ясным, что невозможно стихийное становление ноосферы, что ее приближение возможно только благодаря социальному проектированию будущего с помощью человеческого разума и прежде всего науки. В процессе реального прогресса на пути в ноосферу наука будет, как и предполагал В. И., Вернадский, играть приоритетно-доминирующую роль, формируя сферу разума. С помощью ноосферно ориентированной науки должна появиться экспертиза по переходу к устойчивому развитию (наподобие экологической и других), которая решала бы вопросы соответствия тех или иных важных решений и проектов стратегии устойчивого развития.

Цели перехода к устойчивому развитию - сохранение биосферы и выживание человечества определяют его основные принципы, которые в обобщенном виде сводятся к следующим.

Во-первых, это принцип сохранения биосферы и связанный с ним биоцентризм.

Во-вторых, это принцип коэволюции общества и природы, т.е. их совместного развития, когда человечество может неопределенно долго существовать на планете, а биосфера, благодаря существенному снижению антропогенного давления, сохранит свою устойчивость и будет эволюционировать по своим законам.

В-третьих, это принцип равных возможностей в удовлетворении своих жизненно важных потребностей (в том числе в экологических условиях и природных ресурсах) для нынешних и будущих поколений.

В-четвертых, это принцип справедливости в широком смысле слова, который нередко в документах ООН считается главным принципом устойчивого развития. Справедливость до недавнего времени мыслилась как соответствие между действиями людей и их общественным признанием. Однако упомянутый ранее принцип равенства возможностей развития нынешних и будущих поколений требует его распространения и на пока несуществующие поколения. Но и это социальное расширение принципа справедливости требует дальнейшего уже социоприродного понимания. А именно - некоторые черты справедливости должны быть перенесены и на все живые существа, которые человек не может безнаказанно использовать в своих целях и даже уничтожать.

Наконец, пятый принцип приоритета нравственно-справедливого разума и интеллектуально-духовных потребностей и ценностей над материально-вещественными является уже специфически ноосферным принципом. Именно он отличает устойчивое развитие в его уже обычном понимании от его ноосферного видения. Устойчивое развитие только тогда становится развитием ноосферным (ноосферогенезом), когда оно одухотворено нравственным разумом экогуманистической ориентации (который превратится в так называемый ноосферный интеллект) и именно он оказывается приоритетным средством последующего непрерывного развития цивилизации в гармонии с окружающей природной средой.

Уже имеет смысл говорить о наступлении нового этапа в учении о ноосфере. Если не обращать внимание на идейно-исторические предпосылки, и считать, что учение о ноосфере берет свое начало с 20-х годов XX в., то сейчас, в начале XXI в. можно говорить о новом этапе развития учения о сфере разума. Вполне понятно, что этот новый- уже современный этап связан с влиянием концепции устойчивого развития на учение о ноосфере.

Среди важнейших черт этого нового - неклассического (современного) этапа учения о ноосфере, можно назвать следующие.

Во-первых, процесс ноосферогенеза связывется с сохранением биосферы (а не превращением ее в ноосферу), причем механизм этого сохранения видится в биотической стабилизации и регуляции окружающей среды.

Во-вторых, становление ноосферы предполагает реализацию принципа преемственности поколений как выживания и непрерывного развития цивилизации (как принципа равенства возможностей поколений людей на планете удовлетворять свои жизненные потребности).

В-третьих, новый этап учения о ноосфере включает в орбиту своих исследований космическую деятельность и широкомасштабное освоение Вселенной как новую

магистраль устойчивого развития человечества и обретения им социального бессмертия (согласно идеям К.Э. Циолковского).

В-четвертых, этот этап учения о сфере разума связан с новым осмыслением проблемы обеспечения безопасности в тесной связи с переходом к устойчивому развитию, поскольку в модели неустойчивого развития безопасность (тем более на длительное время) обеспечить невозможно.

В-пятых, как переход к устойчивому развитию возможен только в глобальном масштабе (включая появление общемирового уровня управления), так и становление ноосферы имеет только планетарный характер (хотя в перспективе возможно и становление космоноосферы).

В-шестых, созидание сферы разума будет сопровождаться усилением роли рациональных и нравственно-гуманистических ценностей и формированием ноосферной культуры (включающей в себя и экологическую культуру и биосферную этику.

В-седьмых, в процессе ноосферогенеза, развертывающегося через переход к устойчивому развитию, формируются опережающие механизмы деятельности, в том числе мыслительно-коммуникационной (ноосферный интеллект), управленческой (упреждающее принятие решений и опережающее управление), новой модели образования (ноосферно-опережающего образования), ноосферно-ориентированной науки, ноосферного управления и т.д.

Переход к устойчивому развитию -это планетарный процесс и важно, чтобы каждая страна скоординировано со всем мировым сообществом принимала меры в направлении реализации целей и принципов новой цивилизационной модели. Россия обладает некоторыми особенностями, которые определяют ее особую роль в решении глобальных пи прежде всего экологических проблем, среди которых обращают внимание прежде всего на обладание большими (более 60% от всей площади) территориями практически незатронутыми хозяйственной и иной деятельностью (что является резервом устойчивости всей биосферы). Возможно, эти и другие факторы будут определять в дальнейшем место и приоритеты России в международной деятельности по переходу к устойчивому развитию.

Вместе с тем в духе принципов и целей новой цивилизационной парадигмы важно для нашей страны принять внутренние меры для обеспечения оптимального "вхождения" в устойчивое будущее. Эти меры в том или ином ракурсе излагаются в уже упомянутых - "Концепции перехода России к устойчивому развитию", проекте Государственной стратегии устойчивого развития России, упомянутых выше книгах. Однако речь идет о нашем понимании приоритетов действий в этом направлении.

Мы считаем, что первоочередными мерами для обеспечения перехода к устойчивому развитию должны быть решения и действия, связанные с развитием науки, образования, управления. В старой модели (неустойчивого) развития этот процесс идет стихийно и фактически почти не требует вмешательства интеллектуально-духовной и особенно рациональной составляющей. Переход от старой модели развития к новой не может произойти стихийно и он потребует скоординированного, направляемого, а лучше сказать, управляемого воздействия в глобальном масштабе. Новая модель развития вначале создается концептуально-теоретически, а затем должна внедряться в уже существующую модель развития, чтобы ее изменить, ориентировать на цели устойчивого развития. Об этом говорилось ранее, когда шла речь о внедрении принципов устойчивого развития - принципов, которые пока существуют только на интеллектуально-теоретическом уровне.

Следующими, или лучше сказать, одновременными по степени приоритетности должны быть меры, связанные с формированием всех уровней управления переходом к устойчивому развитию. В отличие от современного управления, которое обходится без науки (или по крайней мере без ноосферной науки) управление переходом к устойчивому развитию будет базироваться

на научных знаниях. Лица, принимающие решения, особенно на высшем государственном уровне либо сами должны быть учеными глубоко разбирающимися в проблеме устойчивого развития, либо пользоваться услугами экспертов-ученых-специалистов в этой области. По сути дела это и предвидел В.И. Вернадский, создавая свое учение о ноосфере, а также те его последователи, которые хотя и не говорили ни о ноосфере, ни об устойчивом развитии, но тем не менее пытались заложить основы "научного управления обществом". Но теперь идет речь не только о создании нового будущего в одном отдельно взятом государстве, а формировании нашего общего будущего с глобально-устойчивым и безопасным развитием.

Опережающему и ноосферно-ориентированному развитию науки и управлению мы придаем особое значение и даже считаем, что это должен быть единый научно-управленческий процесс (или, как ранее говорили, прогресс, имея в виду, например, научно-технический прогресс). Но НТП доминировал в модели неустойчивого развития, а в новой модели он должен уступить приоритет научно-управленческой революции (НУР), без свершения которой переход к устойчивому развитию не состоится.

Предложения, которые Россия может выдвинуть на Всемирном саммите по устойчивому развитию, целесообразно связать либо с активизацией роли нашей страны в процессе Рио, либо с инициативой решения глобально-международных проблем перехода к новой цивилизационной стратегии.

Учитывая, что в нашей стране существует большой массив естественных экосистем - лесов и ветландов, выступающих одним из центров глобальной стабилизации окружающей среды, имело бы смысл поставить вопрос о некоторых международных льготах либо списании внешних долгов в обмен на сохранение природы на нашей территории. Пока в среднесрочной перспективе (а по некоторым оценкам, почти на пятьдесят лет) основным источником средств для социально-экономического развития страны будут оставаться минерально-сырьевые и иные природные ресурсы, обеспечивающие большую часть экспортных поступлений. В этот период природная рента присваиваемая государством и обществом, должна в определенной части использоваться в целях перехода к устойчивому развитию. В дальнейшем ее может заменить упомянутая экологическая рента (которая также является природной), но может быть реализована на формирующемся рынке глобальных экологических услуг. Важно переориентировать финансово-экономические процессы глобализации в направлении более активного перехода России и мирового сообщества к устойчивому развитию.

Полагаем, что целесообразно также внести предложение о формировании системы глобального управления переходом к устойчивому развитию, пока такие функции пытается осуществлять ООН, организуя, начиная с ЮНСЕД, разного рода форумы и вырабатывая общемировую политику в области устойчивого развития. В настоящее время только в рамках ООН существует универсальный механизм согласования решений государств, входящих в ООН, который необходимо использовать для перехода к устойчивому развитию. При этом в рамках ООН можно сочетать обеспечение всеобщей безопасности (пока что Совет Безопасности в оперативном плане разрешает международные конфликты) и переход к устойчивому развитию (Комиссия по устойчивому развитию, ЮНКУР, ЮНЕП и другие специализированные учреждения). Причем роль последних необходимо существенно повысить, а Совету Безопасности целесообразно строить свою деятельность с учетом и долговременных цивилизационных целей, поставленных ЮНСЕД. Использование ООН в качестве планетарной структуры управлением переходом к устойчивому развитию потребует либо принятия нового устава этой организации, либо необходимо внести в существующий такие поправки, которые сделали бы ООН более дееспособной в плане реализации целей устойчивого развития. Думаем, что этот вопрос уместно обсудить на Саммите в Йоханнесбурге.

Поскольку саммит в Йоханнесбурге будет обсуждать не только проблемы экологии, а сделает впервые в мире акцент на устойчивом будущем, то было бы целесообразно в качестве одной из основных идей для обсуждения мировым сообществом выдвинуть идею обеспечения безопасности через устойчивое развитие. Эта мировоззренческая идея не просто придет на смену идеи связи с развитием не только в плане экологической безопасности. Столь кардинальное изменение акцентов в проблеме устойчивого развития от экологии к безопасности являются также реакцией на недавние действия международного терроризма в США.

Стало понятным всему миру, что до того как наступит "мирная" глобальная экологическая катастрофа, цивилизация может погибнуть от действий террористов, использующих химические, биологические, ракетно-ядерные и другие средства как против населения, так и природных экосистем. если нам удастся продвинуть идею связи развития и безопасности в планетарное сознание мирового сообщества, то мы сможем внести один из самых важных концептуальных вкладов в концепцию устойчивого развития.
Урсул А.Д.,
Романович А.Л.

"Устойчивое развитие.Наука и Практика", No1/2002

Док. # 470329
Перв. публик.: 04.01.02
Последн. ред.: 04.08.08



 Разработчик

       Copyright © 2004,2005 г. Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА`` & Негосударственное образовательное учреждение 'Современная Гуманитарная Академия'